В сознании многих синонимом русского шансона является термин «блатная песня». На самом деле, на первых порах своего существования музыкальный жанр был далек от такого определения, криминальной тематики и сокрушений о нелегкой жизни в тюремном заточении.
История развития шансона: кто стоял у истоков
Одним их основателей жанра считается Александр Вертинский – композитор, поэт и вокалист. Кроме того, Вертинский пробовал себя в режиссуре и снимался у своих коллег по цеху. Музыкальные выступления Александра сочетали в себе напевный речитатив с отчетливым французским акцентом. Обаяние и манерность Вертинского очаровали не только деятелей искусства, но и обычных людей. Увидеть на сцене Вертинского чаще всего можно было в образе Пьеро.
Вы можете слушать песни на tondeapel.net/fr/top100.html, если хотите познакомиться с историей ближе.
После революции 1917 года Вертинский активно выступал против нового политического режима. Именно тогда он написал песни, ставшие первыми в истории развития шансона. За антисоветскую деятельность музыканта вызвали в ЧК для разъяснений, после очевидно не очень приятной беседы он вынужден был покинуть страну.
Еще одним громким именем в истории можно считать имя Вадима Козина. Расцвет его творчества пришелся на 40-е года 20 столетия. Визитной карточкой музыканта считалось танго «Осень». Козин, как и Вертинский, не питал особенной любви к советской власти, в его творчестве нет ни одной композиции, восхваляющей Сталина (что удивительно для того времени), зато масса стихов на темы, близкие людям того времени.
Русский и французский шансон
Несмотря на массу талантливых отечественных артистов, родиной шансона считается не Россия, а Франция. Он возник как народный жанр в конце 19 столетия, впитал в себя другие музыкальные течения и испытал на себе влияние исторических событий, переродившись в нечто совершенно новое.
Для настоящего шансона характерны реалистичность, поэтичность, содержательность текста.
Но как же получилось так, что шансон из утонченных романсов с красивыми стихами превратился в то, что мы имеем сегодня?
Подмена понятий произошла в 90-х годах 20 века. Экономический кризис, отсутствие рабочих мест, рост криминала, смена ценностных ориентиров – все это оказало влияние на шансон. Музыка из тюрем стала просачиваться в жизнь обычных людей.
Песни, которые писали заключенные, были далеки от того, что было показано в бродвейских мюзиклах вроде «Чикаго», но прекрасно сочеталось с тем, что происходило на улицах, а потому находило отклик в сердцах людей.
Оставить ответ
Смотреть комментарии